Ясно каждому 05 Апр 2016

 

SAM_8402

Мы ли, он ли…

Миллион кадров

и тысячи буклетов

нашего кадра с «приветом».

Он построил город, вырастил сад,

газифицировал десятки деревень, а себе…

SAM_9436 SAM_9442

Ичос=8

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ложка=7

 

ОБО МНЕ

Поэма Владимира Иванова с названием «Обо мне» состоит из вступления, в котором автор образно говорит о таких вещах, как время – жизнь и о взаимосвязи человека с этими понятиями. В первой части поэмы  автор повествует о себе. Во второй части он рассказывает о строительстве завода и города.
В конце второй части он поднимает проблемный вопрос о взаимосвязи города с селом и о трудностях, которые возникают в связи с этим. В концовке автор подводит итог прожитой им жизни. Идея поэмы не плохая. Автор утверждает ей о красоте и величии труда в жизни человека, даёт понять, что только труд может обессмертить его и быть достойным памятником после смерти. Этим заявлением он как бы ставит себя выше приведённых пороков, но вместо того, чтобы бороться с ними он выбирает более простой путь: «плыть по течению – куда понесёт.»
Затем автор неудачно и примитивно описывает свои отношения с милой, используя избитые образы, и изображая всё слишком поверхностно. Дальше у автора по непонятной причине, по крайней мере об этом не говорится в поэме, возникают странные мысли о смерти, которым уделяется много места. Человек находится в начале пути, уладил свои личные дела, кажется, живи и радуйся, а автор заговорил о смерти. Мне думается, что этими рассуждениями о смерти автор принизил создаваемый им образ. И в конце первой части автор даёт понять, что про него почему —  то должны сплетничать, на чём основано это мнение, для читателя загадка.
И тема и идея  заложенные в поэме заслуживают уважения. Посмотрим, как они воплощаются в произведении.
Называется поэма «Обо мне» и кажется, что автор собирается познакомить читателя с собой поближе, со своими проблемами, душевными переживаниями, мечтой и т. д. Однако, из первой части поэмы, где автор ведёт рассказ о себе о нём мы узнаём  очень мало. Но бывает, что и по скупым фактам можно зримо представить облик человека, смотря какие факты он преподносит читателю. Но материал, который автор использует в поэме, рисуя свой образ, почти ни о чём не даёт представления, ни об убеждениях автора, ни о его чувствах, ни об отношении к окружающему его миру. Непонятно к кому обращается автор со словами: «Вам легко в аду равнодушия, в нескончаемом рабстве прибыли. Мне б вмонтировать глаза и уши рыбьи. Взял бы  у смерти лет на сто отсрочку и по теченью … Куда понесёт. Милая, не губи ночку. Ночь эта счастье нам принесёт. Как ноги, тысячи вёрст, я нежной любви твоей стою. Хочешь, уведу в бездну звёзд, Хочешь, стану звездою»… 
По первой части поэмы судить об авторе очень трудно, так как нет картины, об его душевных чувствах, мечтах, убеждениях и т. д. Автор говорит громкие слова: «Мною воздвигнутый памятник – труд есть частица бессмертия». 
Но что делает автор, кем он работает, как работает, с кем общается, что любит, что ненавидит. Сведений об этом в первой части поэмы нет и строчки. Это повисает в пространстве, так как доказательств автор не приводит. Поэма по объёму превосходит стихотворение и для автора есть большой простор сказать о себе. Однако, из небольшого стихотворения Н. Алешкова «Песенка о себе», я больше узнаю об авторе, о его жизненной позиции, об отношениях с товарищами и друзьями, чем о герое поэмы «Обо мне» из всего произведения. 
Приступая к чтению второй части надеешься, что теперь автор развернётся и уже более подробно и откровенно расскажет и о себе и обо всём, что его волнует и увлекает, но во второй части поэмы, автор развёртывает картину большой стройки, опять же, не показывая себя в этом событии. Бывает такой приём у авторов, когда описывая те или другие события, автор, возможно, из-за скромности не принимает в них участия, но выбирая материал, показывая своё отношение к происходящим событиям, он довольно чётко обозначает свою позицию и свои убеждения. 
Автор для своей поэмы избрал богатейший материал – строительство КамАЗа, казалось бы на таком материале можно с успехом показать свой характер и своё отношение к происходящим событиям, но автор, скорее в прозаической манере, повествует о стройке, используя избитые образы, как «сапог – вездеход» и с сообщениями о том, что ехали на стройку «с льготами и без льгот, блудные и не блудные».
Я живу и работаю в городе Брежневе с 1980 года, своими глазами стройки не видел, но беседовал со многими людьми, которые здесь с первых дней строительства. Они рассказывают о многих проблемах стройки, об интересных событиях, о радостях строителей и их трудностях. Взять, хотя бы, тот факт, что на стройке работали люди всех национальностей СССР, но об этом факте в поэме я ничего не встретил. Нет у автора и лично своих, верно подмеченных, новых и в то же время типичных деталей, которые бы зримо передали и накал огромной стройки, и душевный мир героя поэмы на фоне этого строительства.
Мне, например, рассказывали, что в летнее время почти все парни ходили с завязанными узлом рубашками. Вроде бы, на первый взгляд, деталь и незначительная, но если повнимательнее вникнуть в неё, то можно усмотреть определённую черту того времени, как молодцеватый задор, вызов трудностям и т. д. Не  мне, конечно, учить автора подбирать факты и детали, это его личное дело, но в поэме нет таких авторских открытий, а ведь иногда по одному слову возникает целая картина и гамма чувств. Приведу, в пример, всего одно слово из известного стихотворения Инны Лимоновой: «Живите век, прилизанные улицы».
Вот это слово прилизанные, оно новое. Я не встречал подобного сравнения у других поэтов, оно явно принадлежит Инне Лимоновой и сколько за ним скрыто чувств, оно даже кроме городского пейзажа очень тонко характеризует автора, его отношение к жизни. Таких находок у автора поэмы «Обо мне» я не встретил. Проскальзывает в поэме и своеобразная однобокость в изображении действительности. 
Автор, показывая события на стройке, основной упор делает на труд строителей и это правильно, но он не одухотворяет, не очеловечивает этот труд, не даёт понять ради чего трудятся люди, а ведь в нашей стране впервые в истории человечества строится коммунистическое общество. Наше государство оказывает помощь странам, борющимся за свою независимость, является оплотом мира на всей планете. По существу труд нашего народа одухотворён этими идеалами. Труд ради куска хлеба или крыши над головой – это уже не для советского человека. Ускользает из поэмы и такая немаловажная деталь. Как бы трудно не приходилось народу в разные исторические отрезки времени, как бы не напрягал он свои силы в труде на благо Родины, он никогда не терял бодрости духа. 
Вспомним сцену из кинофильма «Как закалялась сталь.» Условия жизни были гораздо сложнее, чем теперь. Кроме того, не были ликвидированы банды, а рабочие, строящие узкоколейку, в свободную минуту, уставшие, голодные и обмороженные, сидят в холодном сарае и поют песню. Это, конечно, тоже художественный образ, но назначение литературы и искусства создавать такие произведения и образы, которые бы вдохновляли людей. Да и из жизни можно взять примеры. Так  ветераны  труда, кто работал в годы войны в тылу, рассказывают, как в обеденные перерывы они всегда собирались вместе. Находился баян или гармонь. Кто — то играл, все пели песни, плясали. Думаю, что и на строительстве КамАЗа не обошлось и без песен и без праздников, но этот вопрос тоже обойдён в поэме. 
Правда, в поэме есть попытки посмотреть на вещи более широко, но выполнено это слишком примитивно, без должного мастерства и очень бегло, скороговоркой. Автор говорит о «давлении» со стороны капитализма на СССР и можно догадываться о «давлении» связанном со строительством КамАЗа. Вот эти строки: «Мистер – министр Мелвид Лейрд, прошу прощения, не Вы ли «выли» перед Генри Фордом и оказали давление. Шар земной разклетчан многими странами. Договориться ведь можно и… с марсианами». 
Тех, кто живёт в городе Брежневе и интересуется этим вопросом может и понятно о чём идёт речь, а для более широкого круга читателей вряд ли понятно о чём идёт разговор. В другом месте автор затронул тоже интересный и немаловажный вопрос о творчестве строителей КамАЗа, но выполнено это, на мой взгляд, опять очень неумело. Какой — то Михаил с друзьями вечером смонтировал коттедж, а уже к утру поближе разобрал его. Причисляя эти странные дела к элементам творчества автор обобщает: «В экспериментах масса идей — элементов. Фантазируй, мечтай и пробуй, факел жизни не угас чтобы». 
Что в этом творческого: собрать и разобрать коттедж. Для постороннего человека непонятно. Есть в поэме и персонажи. Это Филимонов, Тамара, Ира, Марина Ивановна. Называя фамилии и имена, автор ничего толком о них не сообщает, ни внешних черт, ни характеров. Кем они приходятся автору, как он к ним относится? Так о Майна Марине Ивановне автор заявляет: «Не даст на минутку присесть». 
От такого представления персонажа читателям, мне думается, пользы мало. 
И в конце второй части автор поднимает вопрос о проблемах связанных со стройкой. Это о снабжении города сельхозпродуктами о проблеме кадров на селе, в связи с их утечкой на строительство города и завода. Из слов автора: «Себялюбцы, юнцы! Где сознательность Ваша? Землю Вы будите есть» видна его позиция, он против переселения людей из прилежащей к городу зоны на стройку. Но ведь если бы люди не уходили из сёл, то и строить КамАЗ было бы некому. Проблема эта, очевидно, решалась советскими партийными и административными органами, так как были созданы совхозы на промышленной основе, выделены и кадры для работы в этих совхозах и проблема обеспечения города сельхозпродуктами решается успешно. 
В конце поэмы и автор приходит к пониманию вопроса. Он говорит: «Мы, – вездесущие, работаем на коммунизм».
А вот как местным органам власти удалось решить эту сложную и трудную задачу, у автора объяснений нет. И только в конце поэмы, в заключение автор сообщает о себе в таких строчках: «Я город построил. Я вынянчил сад. Наследников трое стало. Растут КамАЗята. Цветёт Автоград. А  мне всё чего-то мало». 
Сами по себе строчки неплохие и пробуждают в душе определённое чувство, но были бы они ещё значимее, если бы автор в поэме побольше рассказал о себе, а то даже непонятно, кем он работал и что более важно, как работал.
Не вскрыт и духовный мир героя : что он лично пережил и перечувствовал, работая на стройке, какие черты своего характера он считает типичными для всех строителей города и КамАЗа. В процессе стройки, очевидно, были и негативные явления, как рвачество, карьеризм, бюрократизм и т. д., как относился автор к этим недостаткам из поэмы не ясно, да и что может быть ясным, если эти вопросы вообще автором упущены. Конечно же были и примеры героического отношения к труду. Сколько людей прославили здесь свою фамилию честным и самоотверженным трудом. Я, например, горжусь своим земляком, известным в республике и городе строителем, Константином Альчиковым. Были и другие примеры, как героизма в борьбе с преступностью. Все знают о подвиге милиционера Килисилидзе, в честь которого назван один из бульваров города. Очевидно, и автору поэмы известны многие имена героев, но о них он тоже умолчал. Это личное дело автора о чём ему писать и какие поднимать проблемы и всё — таки, упуская вышеприведённые мной моменты, автор обедняет и то, что он хотел сказать о себе. Настоящее художественное произведение всегда доходит до сердца читателя, сообщает ему что — то новое, волнует и зовёт к чему — то лучшему. При чтении поэмы Вл. Иванова «Обо мне» таких эмоций не возникает. Много в поэме упущений и недоработок в техническом смысле. Не везде удачна рифмовка, многие образы заимствованы у других поэтов, не точны некоторые сравнения. Например : «Как ноги, тысячи вёрст, я нежной любви твоей стою. (Ноги и любовь, не слишком поэтично.) «КамАЗ – звезда до сель не взойдённая…» (И зачем коннице Будённого утаптывать эту землю – не понятно.) 
…Подводя итог можно сказать, что поэма Владимира Иванова, пока представляет черновик, который нуждается в значительной переработке, а что выйдет из неё потом это уже полностью зависит от автора. 
17 декабря 1983 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии закрыты.

Смотрите также

Свежие комментарии